Гр.д.№2(1) -99/2022
УИД 56RS0007-01-2021-003773-87
Решение
именем Российской Федерации
2 февраля 2022 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи М.Н.Макуровой,
при секретаре Е.И.Башкевич,
с участием истца ФИО5, ответчика, законного представителя третьего лица ФИО6, ее представителя ФИО7, представителя ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к администрации муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области, Комитету по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области, ФИО6 о признании незаконным перераспределения земельных участков, снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
ФИО5 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Бугурусланский район» Оренбургской области, ФИО6, указывая на то, что в ДД.ММ.ГГГГ им было обнаружено, что путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами: № образован земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты>
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ФИО6
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> относится к неразграниченным землям и находится в распоряжении администрации Бугурусланского района Оренбургской области.
Ранее относительно земельного участка с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> администрацией Бугурусланского района было размещено информационное сообщение о намерении предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером № согласно п/п.14 п.2 ст.39.6, 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана претензия на законность предоставления земельного участка, на том основании, что ФИО6, которой планировался к предоставлению земельный участок, не является лицом, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Администрацией предоставление земельного участка ФИО6 без аукциона не принималось.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о предоставлении указанного земельного участка через аукцион. Администрация Бугурусланского района данное заявление проигнорировала. Кроме того, решение об отказе в предоставлении земельного участка без аукциона также не принималось.
ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> была размещена публикация о признании недействительным информационного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ о намерении предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером № согласно п/п.14 п.2 ст.39.6, 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № через аукцион на установленных законом основаниях. Однако им обнаружено, что ответчиками ДД.ММ.ГГГГ была проведена процедура перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и образован земельный участок с кадастровым номером №. Соответственно, действия по перераспределению земельных участок проводились сторонами в период процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с публикацией ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Указанные действия ответчиков нарушают его права по приобретению в пользование спорного земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, являющийся предметом распределения, образован как самостоятельный земельный участок. К нему имеется свободный доступ со стороны <адрес>. Площадь земельного участка в два раза превышает предельно минимальные размеры земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> Образование испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № влечет увеличение площади исходного земельного участка, находящегося в частной собственности, на <данные изъяты>
По той причине, что ДД.ММ.ГГГГ им были поданы заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № через аукцион на установленных законом основаниях, решение по данным заявлениям не принято, действия по перераспределению земельных участков носят незаконный характер.
Просил признать незаконным перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами №. Снять с государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером №
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, ФИО9, ФИО10, в интересах которого действует его законный представитель ФИО6
В судебном заседании истец ФИО5 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Также пояснил, что сохраняет интерес в приобретении спорного земельного участка.
Ответчик, законный представитель третьего лица ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Ее представитель ФИО7 действующая на основании ордера от 2 февраля 2022 года, в судебном заседании полагала, что истцом выбран неверный способ защиты права, также полагала, что требования о признании незаконным перераспределения земельных участков заявлены преждевременно, поскольку процедура перераспределения земельных участков не завершена, право собственности ФИО6 не зарегистрировано.
Представитель ответчика администрации Бугурусланского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, обратился в суд с письменным отзывом на исковое заявление, в котором просил в его удовлетворении отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика председатель Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве администрации Бугурусланского района Оренбургской области. Также пояснила, что на момент обращения ФИО5 спорный земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет как самостоятельный. Его хотели предоставить без проведения торгов ФИО10 как инвалиду, но в процессе подготовки документов было установлено, что последний не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Всем обратившимся было отказано, после чего поступило заявление ФИО6 о перераспределении этого земельного участка. Процедура перераспределения земельных участков не завершена, поскольку после постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка публикуется информационное сообщение о его предоставлении, предоставляет срок для подачи возражений. Если возражения не поступили или признаны необоснованными, заключается соглашение о перераспределении. Данный земельный участок не мог быть предоставлен с аукциона, т.к. по нему проходит овраг, не будут соблюдаться требования технических условий.
Представители третьих лиц, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. От представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области представлен письменный отзыв на иск, в котором просили о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение спора оставили на усмотрение суда. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, третьего лица.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно п/п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, действующая в интересах недееспособного ФИО10, обратилась в администрацию Бугурусланского района с заявлением, в котором просила предварительно согласовать предоставление в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, с местоположением – <адрес>. Также просила уполномочить на постановку на кадастровый учет указанного земельного участка кадастрового инженера ФИО4
На основании данного заявления, ст.39.6, 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ, распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, с местоположением: РФ, <...> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты>, и утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании данного распоряжения и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО1 в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в газете <данные изъяты> опубликовано информационное сообщение Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> в соответствии с п/п.14 п.2 ст.39.6, ст.39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ.
Также из материалов дела усматривается, что ФИО10, в интересах которого его законным представителем ФИО6 было подано заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного на основании п/п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, права на первоочередное его предоставление не имел, поскольку не состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, оснований для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на основании ст.39.6 у Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района не имелось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, являющимся собственником смежного со вновь образованным земельным участком с кадастровым номером № земельного участка с кадастровым номером №, были поданы возражения по поводу предоставления спорного земельного участка в аренду.
Одновременно ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было подано заявление в администрацию Бугурусланского района Оренбургской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № через аукцион.
Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в администрацию Бугурусланского района Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду или в собственность, ссылаясь, что является инвалидом <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, действующая в интересах ФИО10 обращается в администрацию Бугурусланского района Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № как инвалиду <данные изъяты>, указывая, что вспомогательная площадь прилегающего к их земельному участку им необходима для реабилитации физического развития.
В соответствии со ст.39.16 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Письмом Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, действующей в интересах ФИО10, на заявление от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов осуществляется только в отношении лиц, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ответа администрации Михайловского сельсовета заявитель не нуждается в улучшении жилищных условий. Также разъяснено, что присоединить земельный участок с кадастровым номером № возможно путем перераспределения к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, по заявлению.
Таким образом, по существу ФИО6, действующей в интересах ФИО10, ответчиками ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении земельного участка без торгов, что не оспаривалось представителем ответчика ФИО8 в судебном заседании, которая пояснила, что отказы оформляются в форме писем.
Вместе с тем, при наличии отказа ФИО6 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № без торгов, Комитетом по управлению имуществом администрации Бугурусланского района ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был дан ответ, что было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, что является основанием для его предоставления в порядке, установленном ст.39.17 Земельного кодекса РФ (без торгов), т.е. по существу отказано в предоставлении земельного участка по аукциону на основании п/п.16 п.8 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Также ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО9 был дан ответ, что для рассмотрения ее заявления ей необходимо обратиться в администрацию Михайловского сельсовета для предоставления в КУИ справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Согласно пояснения представителя ответчика, повторно ФИО9 не обращалась.
Таким образом, поскольку основания для отказа, указанные в ответе Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО5, фактически отсутствовали, по существу его заявление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиками разрешено не было.
В судебном заседании представитель ответчика председатель Комитета по управлению имуществом ФИО8 пояснила, что заявление ФИО5 о предоставлении земельного участка по аукциону не могло быть удовлетворено, поскольку по данному земельному участку проходит овраг, как ей пояснили специалисты, возникнут проблемы при получении технических условий для подключения к инженерным сетям в случае возведения на нем строения. Данные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля кадастровый инженер ФИО2 проводившая работы по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории.
При этом, как следует из содержания подпункта 8 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи, является одним из этапов образования земельного участка и подготовки аукциона.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83.
Согласно пункту 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Согласно пункту 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
Лицом, уполномоченным на получение сведений о возможности подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения названная обязанность при рассмотрении заявления ФИО5 исполнена не была. Заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) спорного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения суду не представлено, согласно пояснениям представителя ответчика председателя Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района ФИО8 в суде, такие документы ими не запрашивались.
Более того, таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка в письме Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 29 ноября 2021 года указано не было.
Кроме того, суд отмечает, что изначально спорный земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования Михайловский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, в границах населенного пункта которого находится спорный земельный участок с кадастровым номером №, минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет <данные изъяты>, максимальная площадь – <данные изъяты>
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства предусмотрены ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
Согласно положений данной нормы, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что фактический отказ истцу в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, противоречащим вышеуказанным правовым нормам.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в администрацию Бугурусланского района с заявлением об утверждении схемы границ земельного участка и перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащем ей на праве собственности, и с кадастровым номером №
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты>
На основании данного распоряжения и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №
Согласно ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии со ст.39.29 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Как следует из «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2019) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 17.07.2019), при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно п/п.7,9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Поскольку заявление ФИО5 о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером № ответчиками по существу рассмотрено не было, а отказ в его предоставлении по основанию, указанному в письме Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, являлся незаконным, а также учитывая, что данный земельный участок уже был сформирован как самостоятельный, его площадь <данные изъяты> в два с лишним раза превышает предельный минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования Михайловский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области, земельный участок имеет самостоятельный доступ к местам общего пользования на ул.Западная с.Михайловка, суд приходит к выводу о том, что у Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области отсутствовали основания для принятия распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков.
В соответствии с п.11 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Согласно п.13 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Поскольку согласно пояснениям представителей ответчиков процедура перераспределения земель не завершена, соглашение о перераспределении не заключено, суд приходит к выводу, что требования о признании незаконным перераспределения земельных участков заявлены истцом преждевременно и удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельного участка с кадастровым номером № и его постановка на кадастровый учет нарушают права истца на предоставление ему посредством проведения аукциона земельного участка с кадастровым номером №. В связи с чем в этой части его требования являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные ФИО5 требования о признании незаконным перераспределения земельных участков, снятии земельного участка с кадастрового учета, подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО5 о признании незаконным перераспределения земельных участков, снятии земельного участка с кадастрового учета – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом администрации Бугурусланского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Снять с государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости земельный участок с кадастровым номером №. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.Н.Макурова
Текст мотивированного решения изготовлен 4 февраля 2022 года.